
Завершается учебный год. Министр просвещения РФ выделил главные результаты и основные итоги 2024/25 учебного года.
Первое — фактически завершено формирование единого образовательного пространства. На федеральном уровне утверждены программы по всем предметам, обеспечивающие высокое качество образования независимо от места обучения школьника. И сегодня, фактически переезжая из одной школы в другую школу, школьник заново не должен изучать тот или иной учебный материал, а фактически изучает ту тему, которая была в той школе, откуда приехал. Приказ № 704 также синхронизировал образовательные программы с тем, что должны спрашивать на основном государственном экзамене, едином государственном экзамене и всероссийских проверочных работах.
Сейчас идет повышение квалификации учителей. Нужно время, чтобы приказ реализовывался в полной мере, поэтому в следующем учебном году как раз задача, чтобы единое содержание образования реализовывалось в каждой школе.
Параллельно разрабатываются государственные учебники. Завершена работа над едиными учебниками по истории для 5–9-х классов и по обществознанию для 9–11-х классов. Следующий учебный год начнется с изучения обществознания с 9-го класса, а оставшееся время будет посвящено истории России.
Тем же приказом введено нормирование контрольных и проверочных работ — их количество не должно превышать 10% от общего учебного времени.
23 мая стартовал основной период ЕГЭ. В этом году более 1,6 млн школьников сдают ОГЭ и свыше 700 тыс. — ЕГЭ. Экзамены проходят в штатном режиме, результаты будут опубликованы в кратчайшие сроки. Сохранена возможность пересдачи одного предмета 3 или 4 июля.
В 2024/25 учебном году в школы вернулся предмет «Труд», что подтвердило свою эффективность. Об этом говорят учителя, методисты и сами школьники. Также был введен предмет «Основы безопасности и защиты Родины», где одним из разделов вернулся раздел «Начальная военная подготовка». В рамках проекта «Молодежь и дети» запланирована поставка оборудования для кабинетов труда и ОБЗР: для мальчиков — станки и инструменты для работы с деревом, металлом и стеклом, для девочек — материалы для декоративно-прикладного творчества и текстильного дизайна.
На уроке труда для мальчиков планируется оборудовать кабинеты для работы с древесиной, металлом, стеклом. Будут закуплены соответствующие станки, а также ручной инструмент. Для девочек оборудуют кабинеты для занятий декоративно-прикладным творчеством, текстильным дизайном. В том числе будут закуплены в следующем году швейные комплексы и инструменты для проектной деятельности.
Продолжается разработка государственных учебников по русскому языку и литературе. В программу литературы включены преимущественно произведения отечественных писателей. В каждой школе создаются театры, постановки которых синхронизированы с учебной программой.
Совместно с РАН начата подготовка единых учебников по физике, химии и биологии. Фактически это будет единый коллектив, который синхронизирует изучение физики с математикой, химией, биологией. Такое комплексное представление о естественных науках очень важно для будущих школьников. И принято решение разработать учебники для углубленного изучения естественно-научных предметов совместно с Московским физико-техническим институтом.
Таким образом, в течение трех лет будут подготовлены единые государственные учебники по всем предметам. Также параллельно будет организована система подготовки и переподготовки учителей. В этом году утверждено четыре словаря по русскому языку: орфографический, орфоэпический, толковый и словарь иностранных слов. Осталось утвердить еще восемь словарей – в следующем году.
Выстроена единая система повышения квалификации, поддержки педагогов. Понятно, что остаются проблемы и по заработным платам, и по нагрузке на учителей.
Ведется совместно с Министерством труда соответствующая работа по повышению заработной платы учителей, по формированию новой системы оплаты труда, уменьшению дифференциации, а также работу по снижению нагрузки на учителей, не уменьшая заработную плату. За пять лет было подготовлено более миллиона педагогических работников, преимущественно по предметам естественно-научного цикла.
На ЕГЭ с каждым годом все больше школьников выбирают физику в качестве сдачи экзамена, биологию, химию. По сравнению с прошлым годом в этом году процент увеличился. Примерно на 20% больше школьников выбрали естественно-научные предметы на едином государственном экзамене в этом году.
Поэтому те меры, которые реализует Правительство Российской Федерации, дают соответствующие результаты. Также и в этом году уделено внимание развитию системы дополнительного образования. Она преимущественно бесплатная для родителей.
Общий охват системой дополнительного образования составляет порядка 80% школьников, и это намного больше, чем в ряде других стран. И все будет сделано для того, чтобы система дополнительного образования развивалась. Приказом Министерства упорядочена нагрузка на школьников, также соответственно нормировано рабочее время учителя.
Также была проведена работа по снижению бюрократической нагрузки совместно с Рособрнадзором для того, чтобы учителя как можно больше времени проводили с учениками, не занимались ненужной отчетностью.
В этом учебном году утверждены соответствующие требования, минимизирующие бюрократическую нагрузку на воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также преподавателей колледжей. Очень важно, чтобы данные нормативные документы реализовывались в каждом образовательном учреждении.
Что касается работы с родителями, то в этом учебном году создан Всероссийский родительский комитет, выделяются гранты на поддержку родительских комитетов. Задача – чтобы родители были союзниками и разделяли те традиционные ценности, которые сегодня формируются в системе общего образования.
В этом учебном году продолжена работа по организации воспитательного пространства, воспитательной среды школьников. Учебная неделя начиналась с поднятия Государственного флага, исполнения Государственного гимна, проведения уроков «Разговоры о важном». Уже второй год подряд в школы вернулась система профориентационной работы. По четвергам начиная с шестого класса проходят уроки «Россия – мои горизонты».
Важно расширение участия школьников во всероссийской олимпиаде. На один миллион больше школьников принимают участие во всероссийской олимпиаде школьников. Сегодня количество достигает восьми миллионов. Очень серьезные результаты по участию в международных олимпиадах. Уже в этом году наши сборные приняли участие в шести таких интеллектуальных международных состязаниях, завоевав в общей сложности 37 медалей, из них 26 медалей золотых.
Благодаря таланту наших школьников, вкладу педагогов и наставников сегодня Россия стабильно входит в тройку стран мира по результатам международных олимпиад по естественно-научным предметам. В этом году продолжились инфраструктурные преобразования, завершился национальный проект «Образование», перевыполниты поручения Президента о строительстве 1 300 школ.
С 2025 года реализуется новый национальный проеĸт «Молодежь и дети», продолжится программа и по строительству новых шĸол, а таĸже программа ĸапитального ремонта шĸол, и с этого года стартовала программа ĸапитального ремонта детсĸих садиĸов и ĸолледжей. Задача к 2030 году – привести в нормативное состояние все школы нашей страны.
В этом учебном году по поручению Президента ведется активная работа над Стратегией развития образования. Она выходит на завершающую стадию, и на августовских совещаниях с учителями мы еще раз обсудим проект Стратегии перед ее утверждением.
Важно то, что Стратегия закрепляет достижения нашей системы образования и по единому образовательному пространству, и по уровню финансирования, и по оснащению образовательных учреждений, и по поддержке учителей.
Организована воспитательная работа, и начиная с 1 июня система образования будет готовиться к началу учебного года. Приоритет – безопасность: пройдут в августе соответствующие учения и мониторинг готовности всех образовательных учреждений к началу учебного года.